Ступень четвертая
«Будем знакомы:
Титов.
- Меня зовут
Андриян...
- Гагарин,
Юрий.»
Первые встречи, первые знакомства. Гагарин и все
остальные с интересом присматривались друг к другу.
Все группа поселилась под Москвой, в месте,
которое сейчас принято называть «Звездный городок». Гагарину
быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться. И главное,
впереди было не так уж много времени: ученые и конструкторы практически
заканчивали все необходимые приготовления.
К полетам первых космонавтов
готовили специалисты самых различных областей
знания. Все изучали основы ракетной и космической техники,
конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Кроме теории, много
времени уходило на физическую подготовку. Гимнастику сменяли игры с мячом,
прыжки в воду с трамплина, велосипед. Регулярно, в любую погоду, под
наблюдением врачей. А вскоре подошло время специальных тренировок -
испытаний в сурдокамере, где царит абсолютная тишина, на стремительной
центрифуге, в термокамере с обжигающим воздухом, в самолетах, где специально
создается состояние невесомости.
Готовился и космический корабль. Его Гагарин
впервые увидел летом 1960 года, за девять
месяцев до старта. Будущий «Восток» сразу всем понравился. Тогда же мы
узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы
до нескольких тысяч градусов.
- Гагарину хорошо -
он литейщик, привык стоять у раскаленных печей, - пошутил кто-то из
товарищей.
- Пожалуй, несколько тысяч градусов многовато и
для Юрия, отметил другой.
- Как-нибудь не расплавимся!
Здесь же Гагарин познакомились с тепловой
защитой корабля. И, забегая вперед, скажу, что во время всех полетов
температура кабине была нормальной.
Когда у него брали интервью, он сказал: «Я
хочу рассказать о корабле.
Космический корабль состоит из двух отсеков.
Первый - Это кабина пилота с рабочей аппаратурой.
Второй отсек - с тормоз ной установкой, которая обеспечивает посадку корабля.
Самый большой предмет в кабине - кресло. В него
вмонтирована катапульта, схожая с теми, что имеются на реактивных
самолетах. По команде кресло с человеком отделяется от корабля. Кроме
катапульты, в кресло вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация
для связи в случае вынужденной посадки на воду, запас медикаментов.
Наверное, все или почти все читатели видели в
кино или по телевидению внутреннее оборудование корабля. Там много сложной
радиотехники, оптических устройств. За тем, что делается вне корабля пилот
наблюдает через иллюминаторы. Стекла
иллюминаторов - особое не
уступающие по прочности металлу.
Но кроме того, нужна и защита от ярких, не таких,
как на Земле, солнечных лучей. Поэтому иллюминаторы снабжены шторками.
В кабине расположены аппараты и системы,
обеспечивающие нормальные условия жизни и работы космонавта: температуру
воздуха, влажность, содержание кислорода
и так далее.
Необычайная точность расчетов сопровождала нас во всем от старта до посадки.
Безукоризненно работали все приборы. Об одном приборе я расскажу вам
подробнее.
Он похож на глобус, на такой же глобус, который
есть в каждой школе. Во время полета
этот глобус вращается. И в любую секунду мы могли точно определить, над
какой точкой Земли находится корабль.
Управление кораблем настолько совершенно, что оно вызывало у нас,
космонавтов, откровенное чувство восторга учеными и конструкторам.
Как вы знаете, в космос корабль выводится
многоступенчатой ракетой.
Как только «Восток»
достигает заданной высоты, он отделяется от ракеты-носителя и продолжает
полет самостоятельно. Скорость - около
восьми километров в секунду.
Ракета, которая вывела на орбиту Земли «Восток»,
имела общую мощность двигателей около 20000000 лошадиных сил.» |